С марта 2023 года в России официально действует стандарт Банка России СТО БР БФБО‑1.7‑2023, который устанавливает обязательные требования к цифровым отпечаткам устройств при выполнении финансовых операций. Это не рекомендация, а нормативно закреплённый технический стандарт, который банки, МФО и платёжные сервисы обязаны учитывать при построении систем противодействия мошенничеству.
Суть подхода в том, что каждый клиент, взаимодействующий с финансовым продуктом, должен быть распознан не только по логину и паролю, но и по уникальному цифровому профилю устройства. В этот отпечаток входят десятки параметров: модель и тип устройства, ОС, язык, регион, версия браузера, IP-адрес, геолокация, наличие подключённых модулей, и даже характеристики экрана и клавиатуры. Вся эта информация превращается в хеш, сформированный по алгоритму ГОСТ Р 34.11‑2018.
Для антифрод-систем это усиление защиты. Но для бизнеса в целом это означает следующее:
- требуется централизованный учёт, хранение и обновление цифровых отпечатков;
- необходимо выстраивать логику, которая различает «подозрительное» и «нормальное» поведение на основе профиля устройства;
- необходимо обеспечивать прозрачность и обоснованность решений — особенно в случае отказа в обслуживании или блокировки.
Отсутствие поддержки БФБО‑1.7‑2023 уже сейчас может привести к вопросам со стороны регулятора и проблемам при проверках — особенно в случае инцидентов. Но самое важное — это необходимость связать логику работы с устройствами с логикой принятия решений, а не держать их в изолированных антифрод-блоках.
Следующее крупное изменение — это внедрение цифрового профиля гражданина, который должен стать универсальным источником проверенной информации для оценки заемщиков. Согласно дорожной карте Банка России, уже к 2026 году банки и МФО получат автоматизированный доступ к следующим данным через защищённый канал:
- официальное трудоустройство;
- уровень дохода, с которого уплачиваются налоги;
- данные из Социального фонда России (бывший ПФР и ФСС);
- сведения из ФНС.
На практике это означает жёсткую связку между возможностью получить кредит и официальным статусом занятости. Банки уже готовятся к тому, что доступ к продуктам будет ограничен только гражданами с «белым» доходом, а все остальные — включая самозанятых, фрилансеров, владельцев малого бизнеса — рискуют быть исключёнными из массового скоринга.
По оценкам участников рынка, до 25% потенциальных заёмщиков могут оказаться вне кредитного сектора. И это не вопрос отказа от рисков, а необходимость соответствовать новым нормативным требованиям. Это также означает, что любая система, участвующая в принятии решений, должна:
- учитывать данные из официальных реестров;
- быть способной быстро адаптироваться под изменения в доступных полях или алгоритмах доступа;
- обеспечивать логирование, верификацию и объяснимость принятых решений.
Банки и МФО, которые не смогут вовремя перестроить свою инфраструктуру, рискуют не просто потерять клиентов, а столкнуться с невозможностью соответствовать будущим регуляторным нормам. Особенно это касается игроков, где логика скоринга или KYC всё ещё зашита в код или распределена между несколькими неинтегрированными системами.